О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В настоящее время в Казахстане отработана и функционирует система дошкольного и школьного специального (коррекционного) образования. Но сформированной системы специальной профессиональной подготовки для детей с особыми образовательными потребностями еще нет.
Получение профессионального образования детьми с особыми образовательными потребностями и их дальнейшая интеграция в общество является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. На это особое внимание обращает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана: «Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, — наш долг перед собой и обществом. Во всем мире этим занимаются. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Мы вовлечем их в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками».
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» специальные коррекционные организации создаются для следующих категорий детей с ограниченными возможностями в развитии:
– с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);
– с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие);
– с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;
– с нарушениями речи;
– с умственной отсталостью;
– с задержкой психического развития;
– с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения;
со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.
Как показывает практика деятельности специальных организаций образования, самыми многочисленными обучающимися в общих и в специальных группах являются следующие категории лиц с особыми образовательными потребностями:
1) лица с нарушениями слуха;
2) лица с нарушениями зрения;
3) лица с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;
4) лица с умственной отсталостью;
5) лица с задержкой психического развития.
У детей в возрасте после двенадцати лет задержка психического развития квалифицируется как пограничная интеллектуальная недостаточность. В учебных заведениях технического и профессионального образования лица с задержкой психического развития могут рассматриваться как умственно отсталые.
Учебная программа для лиц с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью) сильно отличается от общей программы.
Лица с особыми образовательными потребностями с сохранным интеллектом (с нарушениями слуха, зрения, функции опорно-двигательного аппарата) имеют возможность осваивать учебный материал, не отставая от нормально развивающихся сверстников. Для них необходимо создать специальные условия для обучения, включая должное кадровое обеспечение, создание доступной среды, разработку адаптированных рабочих учебных планов и программ на основе типовых учебных планов и программ.
Согласно Государственного общеобязательного стандарта образования ТиПО рабочие учебные планы и программы для обучения данных категорий лиц могут полностью отличаться от типовых учебных планов и программ.
Лица с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью) нуждаются в специальных учебных программах, которые предусматривают получение рабочей квалификации на базе основного среднего образования (9 класса) без освоения общеобразовательных предметов общего среднего образования (10-11 классов).
Необходимость разработки специальных учебных программ указана в статье 14 Закона РК «Об образовании»: «Для отдельных категорий лиц разрабатываются специальные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций».
В 2017 году НАО «Холдинг «Кәсіпқор в рамках реализации государственного задания подготовлены рекомендации по обучению лиц с особыми образовательными потребностями в организациях технического и профессионального образования. Они содержат:
– требования к организации образовательного процесса для лиц с особыми образовательными потребностями;
– методические рекомендации по разработке специальных учебных программ для лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушениями интеллекта);
– в качестве образца подготовлена специальная учебная программа по квалификации «Швея».
На данный момент 9 колледжей республики изъявили желание обучать детей по данной программе. Заявки от колледжей поступают. Холдинг будет оказывать методическое содействие и сопровождение колледжам при разработке и внедрении своих программ по другим квалификациям.
Специальная учебная программа отличается от типового учебного плана и программы. В ней не предусмотрено освоение отдельных общеобразовательных дисциплин (математика, физика, иностранный язык и др.). При формировании базовых компетенций предусматривается включение адаптационных дисциплин с учетом ограниченных возможностей в развитии лиц с особыми образовательными потребностями.
К адаптационным дисциплинам относятся:
– Социально-бытовая адаптация,
– Социально-средовая адаптация,
– Компьютерная грамотность,
– Социально-профессиональная адаптация.
Содержание адаптационных дисциплин определяется в зависимости от степени заболевания: легкая или умеренная умственная отсталость.
Лица с легкой умственной отсталостью должны освоить полный цикл компетенций одной квалификаций; для лиц с умеренной умственной отсталостью предусматривается освоение отдельных модулей по сокращенному содержанию обучения определенного уровня квалификации. Для этого выстроена последовательность освоения модулей для лиц с умеренной умственной отсталостью (с выходом на 2 разряд) и легкой умственной отсталостью (с выходом на 3 разряд). Нормативный срок обучения, согласно Государственному общеобязательному стандарту образования ТиПО, составляет 1 год 10 месяцев на базе основного среднего образования без получения общего среднего образования.
Разработка специальных учебных программ по освоению рабочих квалификаций является актуальной и своевременной. Их внедрение способствует решению вопросов реабилитации и социализации в обществе лиц с ограниченными возможностями в развитии.
Реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» предполагает подготовку рабочих кадров из числа молодежи, не имеющей квалификации и испытывающих затруднения в жизненной ситуации. К такой категории и относятся лица с особыми образовательными потребностями.